Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Глупо рассчитывать на прорыв, если ставку делать на «Сколково» и «Роснано»

Громкие заявления о технологическом суверенитете России на деле ничем не подкреплены

1892
На фото: антропоморфный робот Skybot F-850 (известный как «Федор»), созданный НПО «Андроидная техника» и ФПИ по заказу МЧС России, с участием специалистов РКК «Энергия» и Роскосмоса. Это первый российский робот-спасатель, побывавший в космосе в 2019 году.
На фото: антропоморфный робот Skybot F-850 (известный как «Федор»), созданный НПО «Андроидная техника» и ФПИ по заказу МЧС России, с участием специалистов РКК «Энергия» и Роскосмоса. Это первый российский робот-спасатель, побывавший в космосе в 2019 году. (Фото: Госкорпорация «Роскосмос"/ТАСС)

С высоких трибун ставят цель достигнуть технологического суверенитета России. Ориентиры, конечно, правильные. Только где взять толковых людей — и не сотни, а миллионы? Не для стенда в Сколково, а в масштабах страны?

Технологический суверенитет должна создавать молодежь. А она, едва встав на ноги, часто уезжает из страны. В том числе, в американскую Кремниевую долину, где им дают и деньги, и возможность творить.

К тому же и само образование, которое и призвано генерировать светлые головы с их идеями, в России деградирует.

Корреспондент «СП» поговорил с выпускником МИФИ Сергеем Г., который работал деканом московского филиала Ленинградского государственного областного университета, возглавлял московский филиал Института экономики и связей с общественностью (негосударственный вуз).

Читайте также
«Мозговой драп» вместо мозгового штурма: Кремниевая долина усилилась нашими спецами, создавшими «Ланцет» «Мозговой драп» вместо мозгового штурма: Кремниевая долина усилилась нашими спецами, создавшими «Ланцет» Китай показывает пример, как надо с пользой возвращать соотечественников из числа ученых

«СП»: Сергей Евгеньевич, для технологического суверенитета России есть основы?

— В публикации вашего издания правильно сказано, что нужно для этого: опережающее развитие средств производства. Это ещё в советской школе рассказывали на обществоведении. А начинать надо с образования.

«СП»: С вузовского?

— На мой взгляд, с уровня школы. Нужно учить детей мыслить, думать, а не решать тесты и делать «проекты» и презентации. Начинать с постановки задач. Прежде всего с цели, стоящей перед обществом.

«СП»: И какая это цель?

— А нет её. В СССР стремились построить социализм и коммунизм, догнать и перегнать Америку. Можно говорить, реальные это были цели или нет. Но сейчас цели у России просто нет.

«СП»: А если обозначить цель на основе здравого смысла?

— Догнать Китай, например?

«СП»: Вопрос снимается… Для технологического суверенитета нужны определенный уровень образования специалистов и свои технологии.

— Технологический суверенитет — техническая цель, не более. Но даже если исходить из этого и пройтись по системе образования снизу вверх, в начальной школе, например, в значительной мере ушло воспитание детей. Это одна из базовых вещей.

«СП»: Есть патриотическое воспитание…

— Я имею в виду нормальное воспитание: «Тимур и его команда», «Что такое хорошо?» и так далее. Не тупо заучивать, а разбирать материал, делать выводы. Второй момент — обучение должно быть в форме игры. Это детям интересно. Надо, чтобы были и соревновательный момент, и воспитательный. И чтобы был разбор ошибок.

«СП»: Что с 5−9 классами?

— Надо выявлять профессиональные предпочтения. Грамотный классный руководитель сможет увидеть, кто из учеников в чем силен… Исходя из этих наблюдений, вырабатывать рекомендации по будущей профессии. В целом нужно резко усиливать профориентацию в школах. Чтобы учащиеся могли ориентироваться в профессиях: что каждая из них представляет собой, какие навыки нужны.

«СП»: Есть такая государственная программа?

— По-моему, нет. Придется создавать с нуля.

«СП»: Подталкивание выпускников школ в сторону системы среднего профессионального образования — правильный шаг государства?

— Престиж СПО был сильно занижен. Но если спросить студентов вузов, зачем им высшее образование, большинство не ответят. Могу сказать в пользу СПО, опираясь на круг родных и знакомых.

Есть специальность — зубной техник. Обучают в колледже 2−3 года. Начинающий техник должен обладать хорошим пониманием геометрии зубов, уверенно владеть компьютером. «Сотку» может получать уже выпускник колледжа, едва приступивший к работе. Лучшие опытные специалисты зарабатывают до полумиллиона рублей.

Другой пример — знакомая с Сергиева Посада. Окончила медучилище. Работает операционной медсестрой в больнице, зарабатывает более 100 тысяч. Плюс за каждую операцию доплата. Она за год работы смогла скопить достаточно, чтобы купить недорогой китайский автомобиль.

Еще одна знакомая из города Александров (Владимирская область, 112 км от МКАДа). Работает медсестрой в больнице в Москве. Каждый день ездит на работу на электричке. Муж занимается хозяйством, семья коз разводит. Мы у них козье молоко покупаем.

«СП»: Что насчет промышленности?

— Мой одноклассник после института отработал три года по специальности и резко поменял профессию, ушел в электросварщики.

Зарабатывал под 300 рублей (вместо 130 рублей инженером). Это еще в СССР было. Сейчас зарплаты в оборонке высокие у сварщиков, станочников. В целом через СПО можно денежную работу найти.

«СП»: Систему обучения в вузах тоже менять?

— Есть редкие исключения: МФТИ, мой МИФИ, ещё несколько. Но в целом да, надо менять подходы и в высшей школе.

«СП»: Как именно?

— Отказаться от ЕГЭ и вернуться к советской системе. Лучшего варианта не вижу. Нормальные выпускные экзамены в школе плюс вступительные экзамены в вуз.

Читайте также
«Некоторые потеряют много денег»: ИИ на глазах превращается в огромный финансовый пузырь «Некоторые потеряют много денег»: ИИ на глазах превращается в огромный финансовый пузырь Что будет, если он лопнет?

«СП»: Вводя ЕГЭ, говорили, что это открывает перспективы попасть в столичные вузы для региональных выпускников школ. Плюс ЕГЭ, мол, убрал вузовскую коррупцию.

— С моего класса несколько человек в советское время поступили в московские вузы: МИФИ, МВТУ им Баумана, Плехановский институт, «Станкин» и МИСИ. Возможность поступить в вузы столицы для регионалов была в СССР. Коррупция не страшна, если изменить концепцию и сделать первый курс в вузе механизмом отсева.

ЕГЭ — лишь натаскивание на решение тестов. Когда мы готовились к вузовскому тестированию, потом его заменил ЕГЭ, я пару преподавателей филиала, где работал, попросил сделать подготовительные курсы. Преподаватели сформулировали: будет тупое натаскивание без развития мыслительных навыков. Но если развито умение мыслить, ты к любой задаче готов.

«СП»: Вузы обвиняют в теоретичности образования, недостатке практики.

— МИФИ в конце 70-х сотрудничал с предприятиями. Нам давали заказ. Студенты и преподаватели разрабатывали проект. Научные сотрудники зарабатывали на этом, студенты тоже. Главное — налаживалась связь с предприятием. Сейчас такое есть в продвинутых вузах. Насчет регионов сомневаюсь.

«СП»: Если вернуть советскую систему образования, про распределение студентов после вуза вспомним.

— Система прекрасно работала. Кто лучше учится, тот имеет больше возможностей выбора мест работы. Соответствия числа рабочих мест числу выпускников, понятно, не будет. Либо одного, либо другого больше. Если на какое-то количество выпускников нет рабочих мест, у выпускников получается свободный диплом.

«СП»: Раньше все было государственное: школа, ссуз и вуз, предприятия. Можно было отстроить систему. Сейчас предприятия частные, образовательные организации частично тоже.

— Но в привлечении молодых специалистов в экономику заинтересованы все.

«СП»: Предположим, перестроили систему образования. Как с подготовленными кадрами обеспечить технологический суверенитет?

— Нужны мощные вложения государства: в робототехнику, микроэлектронику, прочее. Частные предприятия задачу не решат. Быстрой прибыли здесь нет.

«СП»: «Сколково» и «Роснано» могут быть базой?

— Это не самые удачные структуры для решения новой задачи. А надо идти от задачи. Будь это «АвтоВАЗ» или технологический суверенитет страны.

Читайте также
Александр Храмчихин: Война без линии фронта в Европе уже идет, в США скоро начнется Александр Храмчихин: Война без линии фронта в Европе уже идет, в США скоро начнется Западу предстоят внутренние вооруженные конфликты, которые он может и не пережить

«СП»: Что имеют в виду под технологическим суверенитетом? Морские суда заказываем в Китае, постройку самолетов откладываем, ищем импортные запчасти на те, что есть.

— Вопрос опять к системе образования. Не было вовремя нужных специалистов в достаточном количестве. Ведущие вузы по названным отраслям — МАИ и МАТИ.

«СП»: Если кадры вдруг появились…

— Нужно опережающее развитие производства средств производства. Учитывая размер страны, нужно развитие всех видов транспорта.

Дальше развивать новые технологии в системе ВПК. Потом они придут в гражданский сектор. Но для технологического прорыва необходимо массовое производство.

«СП»: Руководство страны ставит и задачу создать национальный искусственный интеллект.

— По инфраструктуре для ИИ-вычислений Россия зависима, по ИИ-моделям — в числе догоняющих. Медленно расширяются вычислительные мощности.

Вряд ли мы выиграем прямое соревнование. Но можно сосредоточить усилия на узких направлениях и создать там уникальный продукт.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Виктор Данилов-Данильян

Научный руководитель Института водных проблем РАН

Михаил Пашкин

Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня